Приватизация как радикальная рыночная реформа
Период радикальных рыночных реформ совпал с крахом Советского Союза и обретением Россией своей государственности. Распад единого экономического пространства предопределял крайне неблагоприятный фон для этих реформ. Но это, же обстоятельство делало неотложным принятие решительных мер в области бухгалтерского учета, немедленный выбор пути. Этот выбор правительство Ельцина — Гайдара сделало в пользу радикализации процессов рыночного реформирования.
В конце 1991 г., когда в России шла активная разработка программы реформ, в том числе приватизация, в мире уже был накоплен некоторый опыт перехода от экономики плановой к экономике рыночной. Нельзя сказать, что этот опыт был обширен и осмыслен. Но, по меньшей мере в четырех странах Европы уже в течение двух лет совершался энергичный процесс перехода: в Германии (ее восточных земель), Чехословакии, Польше и Венгрии.
Когда Россия приступила к осуществлению программы рыночных реформ, выбор методов и последовательности реформ осложнялся целым рядом обстоятельств. Либерализация цен, объявленная с 1 января 1992 г., с самого начала вступила в конфронтацию с задачами финансовой стабилизации. Правительство Ельцина — Гайдара рассчитывало, что после короткого Инфляционного скачка, который неизбежно последует за либерализацией, настанет период оздоровления государственных финансов и удастся поставить заслон дальнейшему раскручиванию инфляционной спирали. Но эти ожидания не реализовались.
В России не оказалось того ресурса, который был у Польши при проведении «шоковой терапии», а именно возможности контроля над заработной платой в государственном секторе (а именно в этом состоял маневр Бальцеровича, позволивший справиться с инфляцией). В отличие от Польши в России неконтролируемый рост фонда денежной заработной платы был санкционирован государством еще до начала радикальных рыночных реформ в области бухгалтерского учета. Последний период перестройки прошел под знаком быстрого роста ставок денежной заработной платы. Этот рост охватил как рентабельные, так и дотационные предприятия. Рабочие рассматривали права на рост заработной платы в соответствии с ростом «чистой» продукции как одно из важнейших демократических завоеваний, а дотационный сектор просто следовал за общим повышением ставок заработной платы, используя «новое» оружие — забастовки. Закон о приватизации, принятый в России летом 1991 г., предусматривал еще большую самостоятельность трудовых коллективов в управлении предприятием. Либерализация цен, осуществленная с января 1992 г., привела в силу стремительного роста инфляции к ликвидации «денежного навеса», созданного периодом товарного голода, но одновременно свела к нулю сбережения населения. В этом контексте вводить более жесткие ограничения на заработную плату в государственном секторе было политически в высшей степени рискованно.
Не было у России и того стабилизационного механизма экономики, который был создан в Чехословакии, а именно единого кредитно-денежного «пространства». Распад Советского Союза не сопровождался четким разделением функций между центральными банками новых государств. Вплоть до середины 1993 г. Центральный банк России фактически покрывал кредитную эмиссию новых национальных банков денежной эмиссией русского (фактически, старого советского) рубля. Невозможно было поставить под контроль рост денежной массы, а, следовательно, использовать тот ограничитель для роста цен, который был создан в Чехословакии. Уже в мае 1992 г. в России начался новый тур высокой инфляции, который продолжался вплоть до 1995 г.
В июле 1991 г. Верховный Совет РФ принял Закон о приватизации, а ровно через год, в июле 1992 г. была принята Государственная программа приватизации. По сравнению с Законом в Программе было допущено одно, как казалось, незначительное отклонение: вместо приватизационных счетов на каждого гражданина, открываемых в Центральном банке, было решено наделять граждан за небольшую плату приватизационными чеками (ваучерами), наделенными правом обращаться на рынке. Составители Программы оправдывали это решение тем, что Центральный банк не обладал ресурсами и опытом для проведения операций с приватизационными счетами граждан.
Статьи
|