Мифы о лидерстве
МИФЫ О ЛИДЕРСТВЕ Лидерство – одна из самых обсуждаемых тем в менеджменте. Однако лидеров как таковых - мало и они сами редко высказываются по этому поводу, поскольку заняты прямым свои делом – управлением людьми. Поэтому обсуждение ведется чаще всего психологами, консультантами, HR-ми, менеджерами среднего звена, т.е. людьми, редко обладающими истинными, а не «книжными» лидерскими качествами. Перефразируя Высоцкого: «Настоящих лидеров мало, вот и нету вожаков». Из многих определений лидерства мне ближе всего такое: «лидерство – знание того, как должны обстоять дела и помощь людям в реализации их способностей». Наш опыт работы на кадровом рынке показывает, как мало организаций способствует раскрытию потенциала своих сотрудников. Главная причина – в старомодных методах руководства, боязни и нежелании стимулировать лидеров. Одна из причин – мифы, окружающие это понятие. Миф- это то, что является ложным, но считается верным. К сожалению, мифы, изложенные ниже, часто не дают толковым менеджерам вовремя проявить себя. Попытаюсь сформулировать некоторые из этих ложных убеждений. Миф 1. Лидерство – редкий дар, данный немногим. Многие считают, что лидерами рождаются, а не становятся. Это не так. Более верен афоризм «Лидерству нельзя научить, ему можно только научиться». Значит, все-таки можно! Намного больше людей, чем считается, имеют потенциал стать хорошими организаторами. Как и большинство навыков, лидерство требует времени, тренировки и работы над ошибками. Ключевое качество, которое делает людей лидерами – способность заботиться о других. Согласитесь, это не есть уникальное качество. Второе качество – чувство цели, миссии. Лидер намечает цель и указывает, куда двигаться. Вопрос в том, будут ли другие следовать за ним или преследовать его… Миф 2. Лидер должен быть харизматичен. Да, многие лидеры харизматичны, т.е. обладают некими исключительными личными качествами и авторитетом. Однако при внимательном изучении оказывается, что большинство успешных руководителей – нет. Большинство из всемирно известных личностей имеют свои изъяны и проблемы. Для лидера более важны социальные навыки, чем технические. Вас делает харизматичным и обаятельным ваше дело и миссия. А не наоборот. Конечно, харизматичный лидер затрачивает меньше ресурсов для получения результатов. Однако и административная система управления тоже успешно работает, особенно на технических производствах. С другой стороны, харизматическая система управления более хрупка, поскольку в центре ее стоит одна личность. Случись что с этой личностью – система может развалиться. Миф 3. Эффективное руководство основано на контроле, принуждении и манипуляциях. Отнюдь. Самое эффективное руководство основано на личном примере, умении воодушевить, уважении и умении быстро принимать решения. Лидерство больше работает на будущее, чем на прошлое. «Лидер, тот за которым вы идете туда, куда сами бы пойти не отважились». Главные функции лидера – Спаси и Сохрани, Накорми и Обогрей, Рассуди и Направь (А.Калабин). И базируются они на основных человеческих инстинктах: самосохранения и выживания. Люди следуют за лидером потому, что они разделяют его видение и цель… Хороший лидер помогает людям стать лучше, чем они есть. Он создает рабочую атмосферу, которая привлекает, держит и мотивирует работников. Миф 4. Лидер – человек высокой должности/ранга/звания/титула. Истинное лидерство не базируется на должности. В его основе – деятельность, эффективность и возможности. Многие из нас были свидетелями, когда «лидеров» просто назначали на эти роли, что деморализовало людей и наносило ущерб бизнесу. Лучшие компании стараются выявить и вырастить столько лидеров, сколько это возможно. «Гор и партнеры» практикуют «естественное руководство примером». Они не назначают лидеров. Они позволяют им самим выйти наверх. Людей притягивает к тем, кого они уважают, кто может быть примером, у кого они могут учиться и кому подражать. Миф 5. Хорошие лидеры имеют более высокий уровень образования, чем другие люди. Нет никакой связи между количеством дипломов, их престижностью и уровнем лидерских качеств. Когда дело доходит до руководства людьми, лучший учитель – только опыт, лучший двигатель – воля. Как говорят, - формальное образование позволит Вам заработать на пропитание; самообразование принесет Вам деньги, а воля – власть. Как известно, самые известные гуру бизнеса и политики не всегда даже заканчивали университет. Они полагали, что «в бизнес-школах строят замечательные модели несуществующего мира» (П.Дракер). Учение – это изучение правил. Опыт – изучение исключений. Великие лидеры устанавливают свои правила. Заключение. На мой взгляд, самую лучшую программу развития лидерства имеют современные армии в развитых странах. Там Вы всегда начинаете с самого низа. Постепенно Вы перемещаетесь выше и тщательно оцениваетесь. Ваш уровень ответственности расширяется только с ростом вашего опыта. Опыт следует за неделями и месяцами формальной подготовки и тренировки. Уникальное испытание для настоящих лидеров – время, проведенное на фронте, в районах боевых действий. Именно там человек ускоренными темпами учится управлять взаимосвязями и конфликтами. Управлять балансом между общей целью и индивидуальными потребностями. Война, к сожалению, быстро расставляет всех на свои места в жизни. Армейскую модель развития лидерства, конечно, нельзя назвать совершенной, однако пока она является недостижимым образцом для большинства мирных организаций.
Статьи
|
|