Консалтинг - управленческий, финансовый, IT
В современной экономике под консалтингом (от английского consult - консультировать), по сути, понимается то, что в далекие советские времена именовалось внедрением науки в производство. Фактически консалтинг – это оказание специалистами по управлению хозяйством профессиональной помощи управленческому и руководящему персоналу предприятия (организации). Помощь оказывается в анализировании и поисках решения проблем, возникающих при функционировании и развитии организации-клиента. Результат выдается в виде рекомендаций или советов, а также решений, тщательно согласованных с заказчиком. Помимо этого, консалтинг делится на несколько видов - управленческий консалтинг, финансовый консалтинг, IT - консалтинг и другие подвиды.
Консалтинговые услуги осуществляются на коммерческой основе, и предоставляют их независимые производители данного вида услуг, причем в условиях жесткой конкурентной борьбы (рыночные отношения, однако!). Естественно, чтобы предлагаемые консалтинговые услуги были конкурентноспособны, к их эффективности и качеству предъявляются повышенные требования. Хороший консалтинг должен быть ориентирован на интересы клиента – в этом сомнений нет.
Чаще всего подобные услуги оказываются не в форме каких-то разовых советов, высказанных в устной форме представителю заказчика. Обычно составляется консалтинговый проект, включающий в себя следующие этапы действий: выявление имеющихся проблем, разработка методов их устранения, внедрение в жизнь предприятия найденных решений. «Доведение до ума» и реализация готового проекта крайне редко занимают несколько дней – обычно срок измеряется месяцами; случаются, в особо запущенных ситуациях, и многолетние контакты с клиентами.
Существует три основных метода консультирования – обучающий, процессный и экспертный консалтинг. При экспертном консалтинге всем занимается консультант – он самостоятельно проводит диагностику состояния предприятия, разрабатывает решения проблем и способы их внедрения. Задача клиента в данном случае - обеспечить специалиста доступом к необходимой информации и оценить готовый результат.
Процессный консалтинг подразумевает на всех этапах активное взаимодействие консультанта и клиента – высказывание предложений, идей, совместный анализ проблем и поиск решений. Роль специалистов-консультантов, в данном случае, заключается в основном в сборе «витающих в воздухе» идей, их оценке и выбору оптимальной методики «оздоровления» предприятия.
Обучающее консультирование позволяет клиенту находить способы выхода из сложившейся ситуации самостоятельно (но под чутким руководством консультанта!). Задача специалиста в таком случае – подготовить почву для возникновения идей и решений. Для этого клиенту предоставляется соответствующая практическая и теоретическая информация (различные семинары, лекции, пособия, и т.д.).
Статьи
|