Школа вчерашнего дня
Посетив очередной международный семинар по проблемам обучения в современной школе, я с сожалением отметил, насколько глубоко непонимание между западным и постсоветским подходом к образованию. Те задачи, которые ставят перед собой европейские или американские педагоги, для наших коллег являются скорее факультативными, а не смыслом обучения.
Давайте посмотрим, в чем главное отличие. Немного истории. Наша школа основывается на так называемом «традиционном обучении», где ученики собраны в классы, в которых информация передается на уроках. Основателем данного подхода является Коменский Ян Амос.
Современная постсоветская школа строится на принципах «традиционного обучения». Вот некоторые из них:
• Урок является основной единицей занятия в школе, один урок посвящен одному предмету.
• Учащиеся в классы подбираются ориентировочно одного возраста, класс – это коллектив, который сформировывается в начале обучения, в норме не предполагается существенных изменений по количественному составу учащихся до завершения обучения.
• Обучение строится по единому плану и программе для всех учащихся, время, проводимое в школе, строго регламентируется.
• Учитель руководит и оценивает процесс обучения.
Для своего времени эти принципы стали настоящим прорывом в образовании, так как мотивация учащихся лежала вне школы, обучение очень ценилось в обществе и было очень дорого. Но шло время, культурный, экономический уровень повышался, и предложенная система образования перестала отвечать на требования общества.
В западной же системе образования на первое место выступает не простое ознакомление с материалом, а развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Эти задачи ставят вопрос о мотивации, индивидуального ритма обучения и усвоение знаний. В рамках традиционного обучения это невозможно решить. Например, мало кто может вспомнить, что такое МОЛЬ (вещества), зачем она, а главное, зачем это надо было учить.
Направленность школьного образования и роль учителя в системе образования США и стран Западной Европы в начале века были такие же, как и у нас. Но наши западные соседи осознали острую необходимость перемен. Модель образования, где преподаватель становится на равных с учеником, помогая усвоению знаний, развитию и росту личности – это результат почти вековой напряженной работы, методом проб и ошибок. Постсоветский подход к образованию не отвечает потребностям современного общества в динамичном развитии. Пора не изобретать велосипед, а осмысленно, с учетом достоинств и недостатков, переносить западный опыт в нашу систему образования.
По материалам сайта "Работа за границей"
Статьи
|