Бухгалтерское сопровождение, бухгалтерское обслуживание.
Бухгалтерский аутсорсинг сегодня называют чуть ли не волшебным лекарством от кризиса – услугой, которая поможет оптимизировать учет и без проблем пережить трудные экономические времена. Преимущества бухгалтерского обслуживания сторонней фирмой очевидны: дешево, доступно, эффективно. Но, как и любое явления, бухгалтерское обслуживание имеет свои недостатки, разбираться в которых каждый руководитель начинает, увы, далеко не сразу. Вот некоторые из них.
Первый связан с возросшим спросом на бухгалтерское сопровождение: сотни специалистов покинули свои насиженные места в компаниях, чтобы стать бухгалтерами-многостаночниками. К сожалению, далеко не все из них обладают той квалификацией, о которой говорят. Увеличение количества предложений отрицательно сказалось на качестве услуги. Универсальных рекомендаций, как не довериться новичку, нет. Эксперты советуют обращаться не к специалистам-одиночкам, а в фирмы, и требовать у последних рекомендательные письма и сертификаты, подтверждающие квалификацию.
Самый важный вопрос – риски и финансовая ответственность. В идеале нести ее должен аутсорсер, а иначе зачем все начинать, но в реальности далеко не каждая фирма соглашается брать на себя ответственность за недостатки в работе. Несмотря даже на то, что эта работа – их собственная. На практике, если аутсорсер берет на себя финансовую ответственность, он существенно повышает цены на свои услуги. То же самое происходит, если фирма, предоставляющая бухгалтерские услуги, обязана отстаивать интересы клиента в налоговой службе и других контрольных органах.
Еще один недостаток бухгалтерского аутсорсинга – нарушение конфиденциальности. Казалось бы, зачем фирме «сливать» финансовую информацию конкурентам и рисковать своей репутацией на рынке, казалось бы, «черные» методы ведения бизнеса времен 90-х давно прошли. Но полностью исключать такую возможность все же нельзя. Примером может послужить такая статистика – наибольшей популярностью бухгалтерский аутсорсинг пользуется у представителей малого бизнеса (потому, что таким образом они надеются сэкономить), и у филиалов международных компаний (потому, что местные специалисты лучше разбираются в тонкостях российского учета). А крупные и средние компании предпочитают обходиться своими специалистами.
Наконец, психологические факторы – косвенные, но, как показывает практика, немаловажные. Сотрудникам компании, в которой работает дружный, слаженный коллектив непросто будет общаться с бухгалтером, который не находится все время в офисе. Руководителю, который привык контролировать все и вся, будет непросто привыкнуть, что бухгалтера нельзя в любой момент вызвать в кабинет и отчитать за недостатки. Нельзя будет заставить его поработать сверхурочно – каждый час работы аутсорсера оплачивается. Некоторые компании, устав от «бухгалтера-невидимки», возвращаются к более привычным схемам работы.
И, как следствие, еще один недостаток: на первых порах руководителю может показаться, что у него недостаточно финансовой информации. Аутсорсер, конечно, отчитывается о проделанной работе, но делает он это примерно раз в месяц, и ему остается только удивляться, почему в этом месяце такие высокие налоги и такая низкая прибыль.
Одним словом, за квалифицированное обслуживание все равно придется соответственно платить, и бухгалтерский аутсорсинг – не универсальное решение для всех и каждого.
Статьи
|