Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
Давненько я не писал про обучение и набор персонала. Как-то в последнее время не приходилось делать ни того, ни другого. Причина кроется в том, что я где-то год назад сменил профиль работы и теперь представляю из себя человека, который вроде бы занимается чем-то важным, но с другой стороны у него нет прямых подчиненных. Вот и выходит, что набирать некого, учить тоже некого, просто бери кусок работы и делай его, привлекая ресурсы других отделов.
Признаться честно, по процессу подбора персонала я соскучился. Сильно соскучился. Это другие ощущения. Очень часто бизнес-решения при логическом подходе к их принятию просто не дают возможности ошибиться. Т.е. если ты логически мыслишь, то ты способен принимать такие же решения, которые примет твой начальник, а это значит, что ты сразу становишься практически наделен его полномочиями. У тебя просто нет другого выбора, кроме как принять решение и оповестить своего начальника.
Я считаю, что такой тип решений, какие надо принимать вовремя собеседования, принимать гораздо интереснее, чем тот, когда у тебя просто нет другого пути, кроме как принять это решение 8) очень важно прямо на собеседовании разглядеть потенциал человека, но в последующем возникает другая важная задача — научить человека раскрывать свой потенциал.
Как это сделать? В последнее время я много думал над проблемой. У меня в голове родилась новая, еще неопробованная мной методика, которую с какими-то поправками можно будет применять при обучении комерсантов (маркетологов или продавцов).
Обращусь воспоминаниями в свое детство. Мне очень нравился баскетбол. Я, как для дворового игрока неплохо бегал с мячом, и что для меня было удивительно, часто забивал, играя против игроков, которые ходили в специализированную школу. Нет, конечно, играя в команде, где большинство играло за ДЮСШ, я чувствовал себя бездарностью, но я все равно как-то забивал.
В то же время, играя во дворе и в школе в баскетбол, я не любил футбол. Почему? Во-первых, его любили практически все, а я поддаю сомнению то, что нравится большинству, но это связано с моим несколько бунтарским характером, а во-вторых, я не развил в себе чувство победителя, играя в футбол.
Сейчас расскажу подробнее.
Я играл в футбол, вернее пробовал. В школе на уроке физкультуры, впервые в жизни я согласился сыграть в футбол за чуть более слабую команду своего класса (класс как-то разделился сам по себе на две команды, одна из которых была чуть слабее другой). В эту игру мне повезло, и я забил два гола. Два из трех. Мы сыграли вничью. Я вспоминаю то чувство — феерия, праздник, вдохновение, хочется забивать еще и еще, хочется выручать свою команду и слышать, что ты молодец.
Через 10 дней после этого события мне пришлось сменить школу на ту, где целенаправленно культивировался баскетбол. Забивать в футболе мне больше не приходилось, зато через достаточно короткое время начало получаться бросать трешки и забивать через защитников крюком. Мне всегда кричали, куда я лезу против двоих или троих, всегда хвалили, когда против этих двоих или троих я кидал крюк и забивал, тут же говорили, чтобы это было в последний раз. Я полюбил баскетбол и разлюбил футбол из-за того, что именно в баскетболе я узнал, что такое выигрывать! В какой-то момент футбол от баскетбола для меня отличался тем, что в баскетболе я имел возможность забивать больше и чаще, я имел возможность кого-то обыгрывать. Это очень сильное чувство.
Как-то мы в школьном дворе играли против уличной шпаны, парнишек, к которым нельзя было даже прикоснуться, иначе сразу возникал конфликт и можно было конкретно заработать по зубам (и не только, т.к. били они куда ни попадя) от них самих и десятка их дружков, наблюдавших за игрой на краю поля. Одновременно они позволяли себе фолить и фолили жестко.
Пришлось всем собраться, посовещаться и начать выезжать на умении играть в команде: одни постоянно крутились и открывались в поле, другие, чтобы избежать соприкосновения, как только к нам кто-то из команды соперников приближался, сразу отдавали пас одному из своих уже открытых игроков. Кидали в кольцо тоже в позиции без возможного контакта, в защите практически не крыли, чтобы лишний раз не нарываться. Играть было сложно, но мы выиграли с минимальным отрывом. За эту игру я не забил ни одного крюка, т.к. играл в команде, не лез на защиту и постоянно пасовал на открытого.
Знаете, как папе заставить маленького сына полюбить баскетбол? Только не гоните его на тренировки, где заставят отжиматься-разминаться! Надо купить самый крутой во всем дворе баскетбольный мяч, чтобы все во дворе завидовали, а после этого до боли в руках поднимать сына с мячом до уровня корзины, чтобы малой закладывал на кольцо сверху. Маленький человек почувствует чувство победы, это головокружение от успеха... и ему начнет нравиться, после этого ведите его на низкое кольцо, где он будет уже закладывать без вашей помощи, а попутно будет пытаться в него попасть при помощи броска.
Только тогда, когда человечек почувствует вкус победы и зависть сверстников, он захочет попробовать этот вкус еще и еще, он захочет настоящей победы, без папиных подбросов до корзины, позже он сам узнает, как это важно играть в команде и вовремя отдавать пас, а не бросать крюки из-под двух защитников, он научится без надобности не лезть под кольцо, не топтаться в трехсекундной зоне.
К чему я это все пишу? Суть моих мыслей проста. Хочешь научить человека продавать, намажь ему губы вареньем победы. Потом покажи, где стоит банка с этим вареньем, потом покажи, откуда и как эта банка туда попадает, потом покажи, из чего это варенье варится. Для продавца этот процесс может быть, например, таким: сначала продавцу-новичку привел обработанного клиента, потом отдал сомневающегося, потом потенциального, а после многочисленных успехов дал список людей, которых бы хотел видеть в качестве своих клиентов.
Кто-то на одном из этапов споткнется. Чтобы спотыкающихся было меньше, надо быть зорким уже на этапе собеседования или очень строгим и последовательным сразу после принятия на испытательный срок.
Вот такая методика. Критикуйте, предлагайте, спорьте.
Слушай, а про баскетбол ты лихо! Читал, и как будто кто-то мои мысли из головы выписал
Я тоже как-то всю школу и универ проиграл в баскетбол, и тоже с футболом как-то не сложилось.
И тоже ... Вобщем, аналогичные эмоции.
Вот только с выводами не совсем согласен. Если человек боец, если победитель - то да, 100%, но если нет... то ему это может быть тоже не интересно, и есть люди которым не важно победа или поражение - важен процесс. Мне, например, трудно это осознанно понять, но то что они есть уже не раз проверено.