Почему надо крепко подумать, прежде чем взять кредит на развитие своего бизнеса
RSS-сервисы и поддержка блога
Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
Пишу заметку, вспомнив голанндцев. Они ушлые продавцы, отличные коммерсанты, но я ни разу не видел, чтобы они как-то сильно подталкивали свой бизнес. Основной принцип их работы (их, это по крайней мере тех, кто начинает новый бизнес за пределами Нидерландов): первым зайти в новую нишу, с хорошей организацией дела быстро удовлетворить весь спрос. Если спрос сам по себе не растет, то, не стимулируя рост спроса, поддерживать уровень выручки и постоянно сокращать затраты.
Когда спрос начинает падать, они просто изымают все деньги из бизнеса, а сам бизнес быстро продают, пока он еще чего-то стоит. Их менталитет отличается от нашего. Они готовы продать бизнес в любое время, начинают сами искать покупателя как только бизнес вернул инвестиции. Мы же лелеем свои проекты годами и не продаем их ни при каких условиях.
Вот так и получается, что один шустрый голландец создает и продает по одному бизнесу в год. Как вы думаете, каковы шансы того, что такой человек увидит и быстро займет незанятую нишу снова? Каковы шансы, что в эту нишу он войдет подготовленным и с первых дней начнет получать прибыль?
Шансы достаточно большие. У таких людей серийное предпринимательство в крови. Когда ты проходишь по нескольку раз весь процесс построения эффективного бизнеса от стартапа до продажи, то уже наперед знаешь, какие у тебя будут риски, где искать персонал, кто конкурент. Более того, частенько над новым бизнесом работает старая команда, т.е. бизнес продается, но команда переманивается на работу в новую компанию.
Казалось бы, причем тут кредиты. А при том, что ни один голландец на моей памяти еще не сунулся туда, где ниша уже занята. Они отлично понимают суть процесса заработка денег — спрос рождает предложение, удовлетворение спроса ведет к получению прибыли, сокращение издержек ведет к увеличению прибыли.
Кредитование — это попытка развиваться неприродным способом. Кредитные деньги, потраченные на рекламу — попытка искусственно увеличить спрос, кредитные деньги, потраченные на закупку новых видов продукции — попытка искуссвенно увеличить продуктовую линейку, которая в свою очередь повлечет за собой необходимость еще одного займа, и он даст возможность эту продукцию рекламировать и сбывать на рынке.
Я бы сравнил это с увлечением бодибилдеров препаратами, которые способствуют росту мышечной массы. Масса растет, держится, но потом... все становится дряблым и опавшим, на месте бывших мышц свисает кожа. Пузырь сдувается.
Да, я отдаю себе отчет, что бывают случаи, когда кредитные деньги нужны, но таких случаев мало. В основном, если вы взяли кредит на развитие бизнеса, это значит, что вы уже удовлетворяете искусственный спрос, или лезете в занятую нишу, или делаете еще что-то явно неприродное и неестественное. Даже если вы успешный менеджер, понимаете, что надо делать, чтобы выжить с кредитом на шее, шансов выжить у вас мало, меньше, чем у конкурентов.
На примере бизнеса с маленькой маржой на каждой проданной единице товара это будет очень наглядно видно. Представьте себе, что вы покупаете что-то за копейку, не гривну, не доллар, а именно копейку(!), а продать можете за 1.1 копейку. Цена в 1.2 копейки за этот товар уже не рыночная, как бы вы не рекламировали товар. Ваша прибыль -- 0.1 копейки. Чтобы заработать более или менее внушительную сумму, вам нужно продать много товара.
Теперь представьте себе, что на развитие бизнеса вы берете кредит, доля выплат по кредиту — 20% от прибыли. Теперь самое время ужаснуться. Чтобы сохранить прибыль, которая была до момента получения кредита, вам нужно увеличить свои продажи на 20%, именно продажи, а не поднять цену. Ведь при подъеме цены на 20% вы не сможете ничего продать, т.к. даже при подъеме цены на 10% вы уже получаете цену, которая нерыночная, и продаж просто не будет.
Чтобы стало понятно, что произошло, я могу рассказать. Вы взяли кредит, вам нужно работать, чтобы его отдать, из-за этого, вы жертвуете частью прибыли. Сам по себе кредит не увеличил ваши продажи на 20%. Это всего лишь один из инструментов бизнеса. Увеличить продажи на 20% — это в большинстве случаев менеджерская задачка, а не финансовая.
Т.е. прямой связи между кредитом и увеличением продаж нет, а значит вы можете попробовать для финансирования своего бизнеса использовать не кредитные деньги, а деньги, которые появились в компании после удачных управленческих решений, которые подняли продажи в вашей компании.
Дальше самое интересное. Если на рынке работает куча компаний, которые взяли кредиты на развитие бизнеса, а одна компания не взяла, то последняя смело может понижать цены на среднюю долю выплат по кредитам своих конкурентов, взятую от их прибыли, делая свою продукцию дешевле с такими же показателями качества. Если брать большинство рынков, то это поднимет объемы продаж со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Дешевле, потому что вы не платите по нашим кредитам — вот беспроигрышный лозунг для успешных рекламных кампаний продуктов будущего.
Чтобы у вас не возникло подозрений, что я несколькими абзацами выше бизнес придумал, я сразу говорю, что как минимум один такой бизнес существует и называется транзит международных телефонных звонков.
В телекоммуникациях при передаче голоса с одной станции на другую поставщик рассчитывается с заказчиком по минутам разговоров конечных пользователей-абонентов. Одна минута стоит в зависимости от направления от половины цента до нескольких десятков.
Бизнес очень конкурентный, в нем постоянно огромный спрос на дешевые минуты, в нем крутятся большие деньги, но сделать наценку более, чем полцента-цент, невозможно. Этот бизнес доводит бизнес-процессы в компании, которая им занимается, до практически идеальных. В других бизнесах выплаты по кредитам можно просто скрывать в структуре прибыли, закладывать в цену, экономить на поставщиках или составляющих, но компания без кредитов при всех равных будет просто получать большую прибыль, а значит быстрее развиваться.
Запомните, когда вы берете кредиты, вы даете возможность своим конкурентам быстрее развиваться. Используйте кредит только в качестве необходимого инструмента ровно в тех объемах, сколько это нужно.
В целом спорная статья, впрочем как и прошлая. Есть виды бизнеса в которых выгодно брать кредиты на развитие, и их не так и мало. Есть в которых не очень. Как говорится: "Дьявол скрывается в деталях".
Есть несколько способов определения выгодно ли брать заемный капитал. Я сейчас не буду писать эти формулы, а хочу лишь сказать что владелец любой компании должен понимать, что собственный капитал, тоже имеет стоимость. И эта стоимость может превышать стоимость заемных денег. То есть в этой ситуации выгодно брать кредиты.
Дата комментария: 2009.02.13
Автор: Yukko
>а хочу лишь сказать что
>владелец любой компании должен
>понимать, что собственный капитал,
>тоже имеет стоимость
беспорно! существуют две стороны медали. Я в тексте делал оговорку.
Иногда чужими деньгами рисковать проще, но если владелец делает бизнес для себя и под себя, то я бы несколько раз подумал и посчитал альтернативные варианты.