Как делать правильно? так, как правильно или так, как работает?
RSS-сервисы и поддержка блога
Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
Когда вы занимаетесь чем-то стратегическим, например, колупаетесь в бизнес-процессах какой-то компании, у вас рано или поздно, раз уж вы копаетесь во внутренностях компании и можете что-то под эту лавочку поменять, возникнет желание поменять АБСОЛЮТНО ВСЕ и сделать процессы идеальными.
В этот раз никто не сделал той ошибки, которую я однажды сделал ранее — никто не стал делать процессы идеальными, а начал разбираться, как это работает сейчас, но что нужно подкрутить, чтобы работало эффективнее.
Почему процессы не были сделаны идеальными? Да потому, что компания уже работает и идеальные процессы делать поздно. В работающей компании что-то менять даже в мелочах очень трудно, а менять процессы на идеальные — ход, который компания может и не выдержать. Нет, сама компания, конечно выдержит, но не выдержит персонал, потому что он статичен и не терпит больших изменений, даже если они этому персоналу пойдут на пользу.
Итак, запомните наверное Самое Главное Правило Большой Компании — ваш персонал статичен!
Т.е. что бы вы не делали, как бы вы себя не называли револлюционной и иновационной компанией, как бы ваша реклама не намекала, что вы быстро работаете и на все молниеносно реагируете, внутри вы сросшийся в единый комок организм, изменять который внутри невозможно. Единственное, что возможно — на основе этого организмо-механизма что-то наращивать по бокам, оставляя старое ядро. Кстати, это как раз одна из причин, по которой многие инвесторы для новых проектов не покупают старые компании, а строят новые с нуля. Строить что-то идеальное с нуля проще, т.к. есть возможность вносить изменения в архитектуру процессов еще на этапе, когда в компании не говорят фразу «тут так принято» (правда, есть один лайфхак для этой ситуации, но я о нем расскажу позже, если кто-то не расскажет в комментах к посту).
Наверное, тут будет уместным рассказать старый анекдот о том, что такое «тут так принято»:
Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подходит к лестнице, с намерением достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете всех обезьян очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия с вашей стороны. Повторите это несколько раз. Потом отключите воду. Очередная обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать и к своему ужасу, видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она понимает, что достать банан ей не удастся.
Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она пытается достать банан, все обезьяны дружно атакуют ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые никому не позволят достать банан. Почему?
Потому, что тут так принято!!!
Какой из всего этого можно сделать вывод? Очень простой. Идеальный «правильный» на первый взгляд консультанта вариант изменений бизнес-процессов в компании, как правило, не учитывает традиций предприятия, поэтому является заведомо проигрышным. Работающий же вариант бизнес-процессов, пусть даже далекий от идеала, будучи усовершенствованным согласно традиций компании, даст компании большой толчок.