Про статистику, цифры, продажи, бизнес-школы и простейшую логику
RSS-сервисы и поддержка блога
Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
Человек, который дал мне «бизнес-образование», очень много рассказывал про особенности инвестирования в различные проекты, ведения бизнеса в конкурентной среде и т.д. У него не было официального бизнес-образования, типа MBA; более того, он всегда с большим скепсисом относился к «владельцам» подобного образования. Причиной его подобного отношения было то, что он считал, что бизнес-школы, которые дают в итоге звание Master of Business Administration, на самом деле стали массовым бизнесом, одним из признаков которого является принцип достижения приемлемого качества по приемлемой цене.
Он говорил, что ни один успешный бизнес не строится на постулатах, которые рассказывают всем в бизнес-школах и на семинарах. Вернее строится, но с несколько другим подходом, что и отражается на его успешности. Именно из-за этого очень много владельцев реальных бизнесов, которые не обладают образованием от ведущих бизнес-школ, нанимают MBA в качестве менеджеров. Получается нонсенс. Те, кто по идее должен управлять СВОИМ бизнесом, успешно работает на дядю, а те, у кого нет нормального бизнес-образования, владеют «миллионными» компаниями. Нет, конечно, вы можете начать спорить, что многие успешные владельцы бизнесов все же получают бизнес-образование, но я попрошу ответить на вопросы: когда? и зачем?
Ответы скорее всего будут на поверхности: когда стали успешными (но ведь стали они успешными, еще не имея MBA), а также стали чисто из-за престижа (т.е. бизнес-образование у них ничем не отличается от золотых часов и дорогого автомобиля).
Человек, который мне все это рассказал, был и системным администратором, и разносчиком пиццы, и наемным менеджером... Сейчас у него несколько компаний в сфере ИТ, онлайн и офлайн-медиа, у него достаточно денег, чтобы запускать все новые и новые проекты, и он продолжает издеваться на выпускниками бизнес-школ на собеседованиях. За это время он около десяти раз продавал и покупал компании, имеет доли в компаниях своих знакомых, где помимо всего невольно выступает консультантом.
Недавно мы с ним снова встречались, я ему много рассказал про то, что со мной случилось за последние полгода, про свои планы и достижения, и вот что он поведал в ответ (вольный пересказ с английского): Если ты хочешь инвестировать в компанию на растущем рынке, то найди компанию, которая уверенно держит свою долю, пусть эта доля будет не очень большая, но в нашем деле доля рынка рано или поздно начнет измеряться деньгами, которые ты получишь в конце забега. Компания, которая уверенно держит свою долю рынка, со временем исключительно за счет роста объема самого рынка получит денег больше, чем получала в момент инвестирования.
Понятно, что на растущих рынках работают наиболее успешные и быстрые инвесторы, поэтому, если рынок уже показал тенденцию к росту, а значит все самые шустрые дельцы уже там, купить что-то подешевке можно будет только у лопухов, которые не понимают, что к чему.
На растущих рынках при продаже бизнеса стоит делать упор на долю, не называя или не акцентируя внимание на объемах рынка, на стабильных рынках, наоборот, надо четко делать упор на то, какой денежный поток производит бизнес, какой у него знак и значение по модулю.
Если на растущих рынках продается компания, давно пересекшая нулевую отметку доходности, то понятно, что либо владельцу самой крупной доли в компании необходимо очень большое количество наличности в свое личное распоряжение, либо ему просто надоел бизнес сам по себе.
Причина этого ясна, как день, если человеку просто нужно комфортно жить, то все его текущие расходы можно провести по бухгалтерии компании, частично списав эти расходы на валовые расходы компании (максимально возможное количество), тем самым сократив налогооблагаемые суммы. Аналогичным образом все остальные необходимые действия легче и гораздо выгоднее производить от юридического лица.
Продолжая разговор, затронули тему инвестиций. Очень понравилось то, что он сказал: Инвестиции никогда не делаются «одним куском». Никто не платит много денег за один раз. Причина тоже на поверхности: чтобы качественно освоить деньги (под «качественно освоить» понимается не разворовать инвестиции, а заставить эти деньги работать), нужно время, много времени. Инвестиции же одним куском могут привести к тому, что часть денег просто не будет работать, а для инвестора это совсем непонятная ситуация.
Человек, которому требуется инвестиция в новый проект, если он умный, попросит меньше и частями, чем много и одним платежом. Точно так же и инвестор, если он умный (smart), будет требовать увеличения своей доли, если от него требуют выложить на бочку сразу же много денег. У инвесторов, как правило, денежки водятся, поэтому инвестиции, превышающие оптимальные, все равно им будут по карману, но инвестор знает, что если на развитие бизнеса запрошено больше, чем оптимальное значение, то значит, что деньги или их часть скорее всего будут потрачены не на развитие бизнеса, а значит есть смысл требовать больше долю, после чего, получив больше рычагов управления, оптимизировать затраты инвесторских (т.е. уже со всех сторон своих денег) и вернуть себе часть инвестиций.
Есть, конечно, люди, которые занимаются исключительно стартапами. Они продают свои компании на пике ровно в тот момент, когда они могут получить максимум наличности, даже если рынок, на котором у них был запущен стартап растет. Смысл этого заключается в том, что при переходе с этапа «хороший стартап» на этап «системный бизнес» неумолимо растут операционные расходы, что может отразиться на конечной продажной стоимости предприятия. Люди, запускающие бизнесы с целью их продажи, плохо справляются с поддержкой бизнесов на плаву, почему-то так сложилось, хотя бывают исключения, поэтому плохое оперативное управление компанией приводит к уменьшению ее цены, даже несмотря на приемлемые показатели компании на рынке.
Именно по причине того, что инвестиции в качественные проекты имеют долгосрочную перспективу и не выполняются одним куском, непонятно, зачем продавать один успешный бизнес, рассказывая всем, что деньги от его продажи будут вложены в развитие других успешных бизнесов. Каждый успешный бизнес в принципе сам по себе успешен даже без инвестиций, а если он требует денег, то своя компания, приносящая ежемесячный доход будет очень кстати.
Мы еще долго разговаривали, и напоследок он произнес свою любимую фразу: «Сергей, читай Библию, читай Коран, но всегда имей собственное понимание мира. В бизнесе нет проверенных рецептов, беспроигрышных ситуаций и всегда выигрышных раскладов, нет путей, которые наверняка ведут к богатству». И продолжил: «Ни один бизнес-гуру не рассказывает на семинарах, как обычному человеку заработать 100 000, хотя сам зарабатывает эти 100 000, проводя подобные семинары. Ну подумай сам, не придет же он на семинар и не скажет своим слушателям, что для того, чтобы заработать 100 000 за короткое время, всего лишь нужно найти 100 лопухов, которые заплатят по 1000 за семинар про способы заработка 100 000 за короткое время».