Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
21-й век на дворе активизировал информационный обмен. Бизнесмены пьют утренний кофе и читают уже не газеты, а сайты, попутно жалуясь, что данные на сайты поступают с задержкой в 15 минут. Нормальный мозг не в состоянии переварить тот набор информации, который поступает без конца в бешенном темпе. Пора уже с этим что-то делать...
Во-первых, надо себя самостоятельно ограничить от ненужной информации. Выкиньте на улицу телевизор и отключите кабельное телевиденье. Как правило, телевизор просто нагнетает ситуацию, пририсовывая детали, дописывая выдуманные комментарии, показывая псевдоаналитиков. Ходите чаще в бар с друзьями и коллегами, за дружеским общением проблемы быстрее будут выветриваться из головы.
Во-вторых, закатайте рукава и вперед работать. В первую очередь резать издержки, во вторую очередь оптимизировать процессы.
В-третьих, применяйте инновации и начинайте новые проекты. Вы не ослышались, кризис - это именно тот момент, когда надо начинать новые проекты. Новые проекты дают новый и часто неожиданный взгляд на уже запущенные, помогают трудоустроить людей, которых в противном случае вы бы выгнали на улицу.
В-четвертых, ограничьте себя от потока информации, которую вы привыкли воспринимать в режиме реального времени. Забудьте про все индексы доуджонса, никкеи и прочих насдаков, запретите себе смотреть колебания курсов на биржевых торгах, читайте электронную почту только вечером перед уходом домой, оградите себя от новостей про конкурентов.
Основной урон, который наносит та информация, о которой я написал выше — психологический, ваша же задача — работать не покладая рук. Вот и работайте, а не слушайте идиотов, самые важные новости все равно до вас доберутся в самое короткое время тем или иным путем. Например, о смерти Майкла Джексона я узнал на странице википедии причем в тот самый день, когда он умер.
Я общался с некоторыми интересными людьми, опять голландцами , которые ведут бизнес уже не первый год. Эти ребята пережили несколько банкротств своих предприятий, пару-тройку рейдерских атак, не минули их и кризисы прошлых лет. Сейчас в это время они не сбавляют обороты, а наоборот наращивают, покупают компании, расширяют или модернизируют производство.
Их логика простая: все подешевело, если есть деньги, почему бы и не купить, то, что на самом деле необходимо... Представьте себе, им даже дают кредиты, они являются самыми любимыми клиентами любого банка. Почему? Потому что их основные бизнесы устойчиво приносят немалую прибыль, а это один из признаков того, что их владелец умеет распоряжаться деньгами.
Вы скажете, что я все выдумал, мол, всем хреново, почему им хорошо. Стоит отметить, что хреново не всем, а только тем, кто жил, не зная своего рынка. Признаки падения американского автопрома были заметны еще в 2006, если не в 2005-м году, когда я начал изучать причины возникновения текущего кризиса, я нашел заметку, датированную 2006-м годом, с заголовком «Когда начнется кризис?». В 4-й части заметки как раз и описывались беды американского автопрома.
Что мешало тому же Крайслеру или Дженерал Моторс постепенно свернуть производство бесперспективных моделей, продать на пике цены ненужные бренды, вложить деньги в разработку моделей, способных ездить на альтернативном топливе, выйти на рынки развивающихся стран с моделями автомобилей с ценой 2000-2500 долларов? За 2 года мудрого управления, реагируя на изменения рынка, любой из этих автогигантов мог подготовиться и без проблем войти в кризисную полосу, сохранив и даже увеличив рабочие места.
Никто не мешал сменить или хотя бы попробовать бизнес-модель, когда ты приобретаешь автомобиль на аккумуляторах за 1000 долларов, но у этого авто специальный штепсель для позарядки, который можно воткнуть на заправке, принадлежащей производителю вашего авто. Во-первых, автопроизводители могли бы в этом случае наладить производство оборудования для заправок, во-вторых, могли начать продажи прав заправлять свои автомобили другими заправками, в-третьих, это уже не модель заработка на продажах одной единицы продукта, а модель заработка на расходниках, что дает постоянный и более стабильный поток денег.
Скажете опять бред? Нет! Почему-то производители принтеров давно поняли, что надо зарабатывать на бумаге и тонере и т.д. почему авто не может быть похожим на принтер?
Вернусь к голландцам. Мой знакомый голландский бизнесмен говорит приблизительно так:
Представь себе ситуацию, как будто я владею кафе в центре своего города. Я могу продавать холодное мороженное, когда на улице 50 градусов тепла. У меня нет проблем с продажами, мне не надо специально обучать людей, чтобы они научились доказывать необходимость покупки мороженного в 50-ти градусную жару. Но если на улице +13, то надо быть полным идиотом, чтобы выставить на улице палатку с мороженным, я не идиот, я открываю кафе, где наливаю кофе с коньяком и делаю глинтвейн.
Видишь, когда дело касается мороженного или кофе, все логично. Если на улице жарко — все сами тянутся к тебе за мороженным, если на улице холодно, то люди хотят согреться и твое мороженное им не нужно, даже если оно самого лучшего качества, имеет отличный вкус и в рекламу вбуханы миллионы.
Так почему же ты берешь кредит на расширение производства, когда твой рынок падает? Считай, что у тебя температура на рынке медленно снижается с +50 до +13, а ты в этот момент покупаешь морозилку под новую партию мороженного, которое ты купил по предоплате, взяв кредит. Это ведь дурка!
Именно следуя такой логике надо строить все свои предприятия. Если у тебя хорошо построенная фирма, которая удовлетворяет спрос, то она не развалится, какой бы кризис не наступил. Спрос есть всегда. Во время войны есть спрос на оружие и бинты, в жару на мороженное, в холод на кофе с коньяком, на севере нужны хорошие снегоходы, на юге кондиционеры, людям на курортах надо звонить домой и т.д.
Если же ты создаешь компанию, которая и без кризиса трещит по швам, у которой нет входящих запросов от клиентов, если она не заполняет ниши, где есть спрос, то да, в кризис ты эту компанию потеряешь, лучше сразу ее продать, если есть хотя бы какой-то шанс. Делать компанию ради выхода на IPO — очередной бред, который придумали спекулянты. Но даже если вы создаете компанию ради того, чтобы ее продать, то надо обязательно соблюдать одно единственное правило: компания сама по себе должна приносить прибыль. Акции прибыльной компании не так подвержены колебаниям, они всегда востребованны, их проще продать.
Знаете, когда я слушаю друзей-голландцев, у меня закрадывается внутреннее чувство, что мы все что-то делаем неправильно, либо я общаюсь с какими-то уникальными людьми, которые отличаются от других во всем. Потом начинаю общаться с их друзьями, а они рассказывают истории про своих друзей и друзей своих друзей.
Оказывается, в мире не так уж и мало таких хитрюг, которые понимают истинный смысл бизнеса — бизнес должен приносить прибыль. Они молчат о том, о чем давно знают по одной простой причине: то, что происходит, им выгодно!
Я видел, как перед кризисом за несколько лет до него один товарищ занимался тем, что тупо осваивал деньги инвесторов. Инвесторы знают, что из 100 проектов выстреливает 5. Инвесторы, которых привлек мой товарищ, готовы были дать деньги на все 100. Они не знали, что 100 проектов выполняли одни и те же люди, а эти люди просто запускали проекты, но не могли их физически поддерживать, поэтому проекты умирали. Инвесторы в жизни не приезжали с аудитом, потому что их инвестиции были защищены, согласно европейским правилам инвестирования в развивающиеся страны. Сами понимаете, что, когда кому-то дали денег на 100 команд, а он нанял одну, пусть даже очень хорошую, остальные деньги куда-то должны были деться, и они девались.
Встречался год назад с этим осваивателем. Мы сидели в O'Braians в Киеве и пили пиво. На мой вопрос, почему этот товарищ не нанял 100 команд, не запустил 100 проектов, ведь везде он имел немалую долю, я получил интересный ответ: 3 года назад это было не то время, чтобы инвестировать в Украину, это было не то время, чтобы вообще куда-то что-то инвестировать. Те люди, которые давали деньги на проекты, давали их ради понтов, понимая, что ничего не выстрелит вообще.
Понимаешь, Сергей, - сказал мой товарищ, - когда ты являешься одним из самых богатых людей в одной из ведущих стран Европы, ты встречаешься с такими же людьми. Т.е. все съезжаются в один и тот же доргущий клуб на мерседесах последней марки, пьют виски с ценой за бутылку, равной твоей трехмесячной зарплате, но у них все равно присутствует желание друг перед другом выпендриться. И вот сидит такой бизнесмен в кругу других таких же бизнесменов и произносит фразу: «А я начал инвестировать в проекты в Украине и России» — и у всех подвисает челюсть.
Я не понимал. А товарищ продолжил. Если ты во что-то вкладываешь деньги, то рынок — объект твоих капиталовложений должен расти. Только в этом случае ты можешь вкладывать деньги в новые компании на этом рынке. В противном случае надо вкладывать в существующие прибыльные проекты, и уже прибыльные предприятия путем экспансии должны выходить на новые для рынки. Так и проще и надежнее.
Вроде примитивное мышление, вполне логичное, но примитивное. Я не понимал, а зачем же им было понтоваться, зачем отдавать товарищу на осваивание тучу денег (несколько миллионов евро). Я догадался до правильного ответа сам по ходу встречи и по улыбке товарища, а также по одобрительным кивкам понял, что попал в точку.
Вышеобозначенные инвесторы знали, что многие рынки прошли стадию насыщения, они уже тогда избавились от безперспективных компаний, зафиксировали прибыль и просто игрались в мелкий бизнес в развивающихся странах, понтуясь друг перед другом, в какую страну они вкладывают деньги. Попутно они мониторили, в какой из этих развивающихся стран есть на самом деле незанятый рынок, который 100% будет расти и вот именно на этот рынок заходили серьезные деньги уже без поддержки моего знакомого.
Мой товарищ был высокооплачиваемым зондом. Его истинной задачей было запустить в короткое время сотню бизнесов в разных сферах в Украине, и он их запускал. Да, он дурил инвесторов, рассказывая, что проект стоит дороже, инвесторы охотно верили, т.к. те суммы, которые называл товарищ, были все равно меньше рассчетных. Что получили инвесторы? Разведку боем без выезда на место боевых действий, а после этого плотно зашли на рынок глянцевых журналов, а ведь все начиналось с телекоммуникаций... им было просто это сделать, т.к. им пришлось всего лишь скопировать свои успешные проекты.
Вот и вся история. Прозорливые и мудрые инвесторы о кризисе не знали, но догадывались, потому что они постоянно мониторят рынки, не впадают в детство, не играют на бирже, покупают только прибыльные компании и вкладывают деньги только там, где растет спрос.
Побеждают кризис, который все равно не мог не коснуться их собственных предприятий, точно так, как я написал в начале. Работают, закатив рукава, работают и в субботу и в воскресенье, не впадают в панику, уменьшают издержки и запускают новые проекты.
PS.
У меня новый стартап
Ты неисправимый соня? Тогда тебе поможет летающий будильник Blowfly. Сделай своё пробуждение энергичным!
У нас бизнес должен приносить не прибыль, а сверхприбыль, иначе этим видом деятельности никто не станет заниматься. Менталитет такой. Хочу все и сразу. Потому наши люди на голландцев и смотрят как на марсиан.
А работать нужно, это да.
Дата комментария: 2009.08.24
Автор: 0t4
если не хочешь работать руками - работай головой. правда вначале всегда нужно немного поработать руками, чтобы создать то что будет работать за тебя.
Вернусь к голландцам. Мой знакомый голландский бизнесмен говорит приблизительно так: [...] хватит уже на забугровых бизнесменов смотреть, кризис доказал что они ни чем не лучше наших, а то может где-то и по слабее.
Дата комментария: 2009.09.02
Автор: Yukko
>кризис доказал что
>они ни чем не лучше наших
ага, хуже... вы разберитесь сначала, что у кого кризисом считается, у нас падение 20%, а у них 2 в годовом пересчете, у нас безработица 15%, а у них 5 — уже трагедия, у нас народ за бизнес с долгами хватается и надеется, что у него бизнес не отберут, там человек бизнес с нулевой прибылью считает неудавшимся и спокойно его продает.
Дата комментария: 2009.09.05
Автор: Artur
А мы запустили http://osvita.work.ua - а что у тебя за стартап?