Понравился пост? Добавь его в Твиттер или в закладки! Быстро добавить в закладки легко — просто нажми на нужную кнопку слева.
Хочешь больше постов? Жми на кнопку не стесняясь. Чем больше у меня читателей, тем больше у меня мотивации писать чаще и интересней...
Часто задумываюсь, почему у одних все слаженно-налаженно и идет как по маслу, а у некоторых такая же работа, такие же ресурсы, но движется все очень медленно. Попытавшись разобраться, пришел к интересным выводам.
Менеджер с большой буквы М должен уметь быстро принимать решения и нести за них ответственность. Если менеджер должен принять решение, то перед этим он должен собрать исходные данные. В идеале сбор достоверных исходных данных должен происходть постоянно, но суть не в этом. Суть в том, что исходные данные -> решение -> распоряжение на выполнение задачи с указанием четких сроков -> контроль выполнения распоряжения -> анализ результатов — это неразрывная цепочка со своим началом и концом.
Часто анализ результатов порождает новые исходные данные + управленческий опыт, на основе которых надо снова начинать строить новую подобную цепочку. Построение постоянно правильно работающих подобоных цепочек — суть и основа менеджмента, все остальное от лукавого
Сейчас я приведу пару примеров, чтобы все убедились, что я недалек от истины.
Первый пример. Чтобы было более понятно, о чем я гооворю, вместо компании возьмем государство, а вместо менеджера Президента или премьера. Представим, что на трассе Безрадичи — Киев в дороге возникла выбоина. Президент, который ездит по этой дороге ежедневно не может не заметить эту выбоину, поэтому выбоину заделывают асфальтом без какого-либо видимого приказа со стороны.
В этом случае безупречно работает цепочка:
появилась выбоина (исходные данные) -> выбоину надо убрать (решение) -> убрать выбоину (распоряжение доржным службам) -> выезд дорожной бригады во главе с трезвым бригадиром (бригадир контролирует выполнение распоряжения и делает доклад по мобильному) -> решение осматривать дорогу Безрадичи — Киев ежемесячно, т.к. выбоины на асфальте хорошего качества появляются в разных местах раз в месяц, и если их быстро латать, то обслуживание трассы не будет уж таким дорогим, как если бы приходилось латать уже широкие выбоины.
Второй пример. Отправляем нашего премьер-министра в командировку в Донецкую область. Не в сам Донецк, куда идут дороги более или менее сносного качества, а именно в область. Едет премьер и охает в своем мерседесе на каждой кочке на полупроселочной дороге. Премьера в области встречает рабочий коллектив гос. предприятия и говорит, что все достало, зарплаты маленькие, хлеб дорожает, а дороги, по которым могли бы возить дешевый хлеб из соседнего района, разбиты, поэтому никто и не ездит, т.к. берегут автопарк и свое время.
Премьер в благом порыве по-популистски оргазмирует, перед народом толкает речь, основным мотивом которой является обещание, что зарплаты повысят, дороги починят, а хлеб станет дешевле. Все хлопаются в ладоши. Пьют за здоровье премьера прямо в толпе на митинге, женщины плачут. Премьер прямо на митинге отдает приказ починить дорогу, уезжает, содержание своей речи забывает. Последующие жалобы жителей доходят максимум до пьяного председателя сельского совета.
Казалось бы. Что там, что здесь дорога. И там и тут цепочка одна и та же. Только там она работает, а здесь нет. Почему не работает цепочка во втором примере?
Потому что
а. у премьера нет обратной связи;
б. при наличии обратной связи у премьера нет адекватной реакции на вполне конкретную проблему;
в. у исполнителей нет свободных ресурсов на выполнение приказов, а у премьера нет времени, чтобы ресурсы найти (в стране они 100% есть, т.к. можно просто оценить масштабы воровства, и все станет понятно).
Что значит фраза «у премьера нет обратной связи»? Это значит, что у самого премьера не работает управленческая цепочка:
получил исходные данные -> принял решение -> отдал распоряжение на выполнение задачи -> проконтролировал выполнение своего распоряжения (все. в этом месте нет обратной связи. цепочка оборвана).
Что значит фраза при наличии «обратной связи у премьера нет адекватной реакции на вполне конкретную проблему»? Объяснение простое: получил премьер обратную связь — дорога не отремонтирована. Дальше нужно снова запустить управленческую цепочку:
исходные данные (не выполнен приказ) -> решение (найти виноватого и наказать его) -> отдать распоряжение снова -> проконтролировать его выполнение.
Сколько бы премьер не пытался искать виноватого он его в жизни не найдет. Цепочка оборвана и дальше не выполняется. Либо подсунут кого-то, либо сделать с виновным ничего нельзя будет, т.к. его крышуют.
Ну и последнее, что значит «нет ресурсов». Как правило, при решении масштабных задач, ресурс — это деньги в время. Время находится административными методами. С деньгами проблема... Но деньги умеют теряться и находиться.
Спросите нечестного чиновника, что лучше, стырить 3% от месячного бюджета или 1%. Он скажет, конечно 3, а еще лучше 4! Тем более, что реально тырит все 20. Поставьте вопрос по-другому: что лучше, стырить 3% от бюджета в 100 000 или 1% от бюджета в 1 000 000. Однако ответ будет тяготеть к 1-му проценту, т.к. в абсолютном исчислении это больше.
Вот и все, собственно. Наша цель — заставить чиновника способствовать увеличению бюджета и уменьшению процентного аппетита. Как заставить чиновника помогать государству увеличивать тратящийся на его родине бюджет? Просто и сложно одновременно — например, надо способствовать туризму.
Посмотрите сами, гривна подешевела. Человек среднего класса, приехавший из европы, за свои деньги сможет купить все, что угодно: экскурсию, отель, пожрать, девок (про девок как-нибудь отдельно распишу). Что делает украинский народ, когда видит иностранцев? Правильно! Подобострастно виляет хвостиком и пытается обмануть, но очень многие все равно ставят на стол лучшую еду, ведут гостей в лучшую комнату в отеле...
Все знают, что иностранцы — это бабло, бабло любят все, в том числе и чиновники. Осталось только объяснить, что иностранцы не поедут, если не будет дорог, если туалет в гостинице будет на улице, а девки будут немытые. Дороги мы все равно будем делать к евро 2012, если не отменят. Тут надо напрячься, дать иностранцам самое лучшее, построить хорошие дороги, дать самое лучшее на стол, помимо футбола показать еще и отреставрированные достопримечательности, в предверии чемпионата можно как раз немного удушить аппетиты чиновников, потому что вспомнить минимальные основы эффективного менеджмента, описанные мной в первых абзацах этого поста, им придется придется по-любому, и их начальникам тоже.
Опустимся теперь обратно с уровня государства на уровень отдельной компании. Если вы присмотритесь, то во многих компаниях цепочки, приведенные мной выше, не работают, они разорваны. Это отчетливо видно, когда народ начинает играться в ПВО (погоди выполнять — отменят) или в ПВЗ (погоди выполнять — забудут). Если приказы появляются в компании, но не выполняются — это значит, что принципы ПВО и ПВЗ являются основополагающими в компании. Внутри компании невооруженным взглядом видно откровенный застой.
Так же, как и в государстве, процедуры эффективного управления должны внедряться с головы, но для низов. Самая банальная иерархия с соблюдаемыми принципами ответственности будет гораздо здоровее того, что творится в государстве и во многих компаниях.
Представьте себе, что бы было, если за плохую дорогу в Донецкой области народ пришел бы в сельский совет и поднял бы на вилы его председателя. Один раз просто бы поднял, не за то, что дороги нет, а за то, что бездествует, а потом пригрозил поднять его последователя, если тот не исправит ситуацию.
В миг все поменяется. У председателя уже будет понимание, что за действие или бездействие наступает ответственность и ответственность такая некислая, что уж лучше двигать попой и начинать шевелиться, говорить народу, что он сделал, отчитываться, если что-то не получается, просить помощи у высшего начальника. Председатель сельсовета уже будет постоянно трезвым, т.к. убегать от людей с вилами удобнее и быстрее, когда ты трезвый. Он сам будет приводить народ к высшему начальнику, когда именно высший начальник будет тормозить процесс и не решать проблемы народа, ведь народ кого-то хочет на вилы поднять, так пусть поднимает того, кто виноват.
И это будет другой разговор. Сразу появится обратная связь, сразу появятся решения и контроль за их выполнением.
В компании не надо никого на вилу вздымать, надо налаживать процессы так, чтобы на каждом этапе не было возможности ломать цепочки. Для этого всего лишь надо знать, что и как происходит в компании, а также, как сделать так, чтобы цепочки были неразрывными. Такое возможно, все зависит от доброй воли директора.
Видели конвейер и людей, которые на нем работают? Не успели люди что-то сделать вовремя на конвейере, например, не успели на всех деталях гайку закрутить, сразу конвейер встал. Встал конвейер — встал завод. Вот и получается, что конвейер встать не может, а процессы в непроизводственных компаниях постоянно встают.
Загляните в два разных отдела одной и той же компании. Один отдел работает с физлицами, которые приходят в офис, другие занимаются другой работой, но ее результат часто сводится к созданию некого документа, например, контракта или заявки в одну из внутренних служб.
Первые клепают контракт за контрактом, т.к. к ним приходят физлица, они должны прийти, дать свои данные, получить условия контакта, ознакомиться с ним и уйти, держа в руках уже заполненный и подписанный контракт. Это конвейер. Тут нельзя затянуть обслуживание одного, т.к. подойдут еще и еще, и в любом случае нужно будет всех обслужить, только в менее комфортной обстановке: крики, стоны, причитания, разминка мозга, имеющая сексуальный характер.
Вторые могут позволить себе расслабиться, т.к. внутренние службы не требуют сиюминутного оформления заявки, те бумажки, которые надо сделать, не надо делать за минуту, поэтому во втором отделе задачи откладываются, а общее количество одинаковой по сложности работы меньше.